Эссе "Я - воспитатель"

 

 

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

 

А.С. Макаренко

 

Почему я выбрала профессию воспитателя? Этот вопрос я задавала себе очень часто и никогда не могла ответить на него. Сказать, что я мечтала об этом с детства, это будет неправдой. Скорее я хотела получить профессию учителя. Девчонкой я рассаживала перед собой кукол, читала им сказки, ставила оценки, ругала за то, что они не знают ответ на мой вопроc.

Прошло много лет. Я выросла, окончила школу. Учиться дальше не стала, нужно было идти работать. Куда возьмут девочку в 17 лет?  Недалеко от дома был детский сад. Мне предложили работу помощником воспитателя.

В первый рабочий день, оставшись наедине с ребятишками, я растерялась. Они смотрели на меня своими большими глазами и ждали от меня кого-то чуда. Я играла с ними, носила их на руках, рассказывала сказки. Малыши улыбались, когда видели меня, я улыбалась им в ответ. Мне это очень нравилось. О профессии учителя я даже не вспоминала. Через полгода меня перевели в воспитатели! Затем я поступила в Павлодарский Государственный Университет на физико-математический факультет на заочное отделение. Почему туда? Так ведь в Павлодаре не было образовательных учреждений, готовящих воспитателей, и мне нравилась математика.

Сейчас, оглядываясь назад, я улыбаюсь, вспоминая как всё начиналось. Что-то получалось, что-то нет. Не всё шло гладко. Было и хорошее и плохое. Есть моменты, которые вспоминать не хочется. Но ведь каждый учится на своих ошибках. Я шла вперёд училась на своих ошибках, на ошибках коллег. Прошло время, и теперь у меня спрашивают совета коллеги, родители. Значит 20 лет прошли не зря.

Теперь я понимаю, что это, наверное, профессия сама меня выбрала. Это и есть моя дорога, по которой я шагаю каждый день и веду за руку своих воспитанников. Я не имею права споткнуться, ведь они идут рядом, смотрят на меня. Они как губка впитывают всё, что я говорю. В своих играх они копируют меня.

Однажды вечером, наблюдая за игрой моих трёхлеток я заметила, как девочки играют в детский сад. Одна была воспитателем. Она свернула простынку (воображаемый мешочек) и предлагала другим достать из него предметы и описать их. Ведь утром, играя с ними, я делала то же самое!

Каждый день, работая с детьми, я учусь видеть мир глазами своих воспитанников, отвечаю на их вопросы, говорю на их языке. Это увлекательно и интересно. Я понимаю, что им нужна моя ласка, тепло и понимание. Они ждут ответов на все свои вопросы: Почему? Зачем? Когда? Как? Они уверены, что я знаю всё! И как грустно расставаться с ними, когда они уходят в школу. Слёзы невольно катятся по лицу. Слёзы радости и гордости, ведь «мои дети» выросли. И то, что я вложила в них, они понесут дальше.

Каким должен быть современный воспитатель? Это добросовестный, требовательный к себе, инициативный, терпеливый, выдержанный и творческий человек. А вот если он ещё и умеет петь и рисовать, то просто замечательно! Воспитатель должен быть артистом, любить спорт.

Я – большой ребёнок. Ведь я постоянно нахожусь в мире детства, сказки и фантазии. Чтобы детям было интересно, приходится постоянно перевоплощаться. Быть клоуном, доброй волшебницей, Снегурочкой, бабой Ягой. У меня интересная и творческая профессия! Ребёнок смеётся и больше ничего не нужно. Ведь, когда видишь счастливы детские глаза, то самой грустить не хочется. Я не могу быть пессимистом.

Я с уважением отношусь к детям, ведь ребёнок – это маленькая личность, которая растёт на моих глазах. Они – «мои дети», я радуюсь их победам, переживаю неудачи, поддерживаю их, чтобы не случилось.

Воспитатель должен с уважением относиться к родителям. Я понимаю, что ребёнок для родителей «единственный и неповторимый». Стараюсь не допускать конфликты.

Родители моих воспитанников всегда были моими помощниками на протяжении всей моей профессиональной деятельности. Мы вместе дружно, в рамках творческой мастерской, готовим сюрпризы и поздравительные открытки. Устраиваем праздники, ставим театрализованные постановки. Мои воспитанники, отдавая добрые улыбки, песни, получают в ответ любовь и тепло своих близких. Родители принимают участие и в непосредственно образовательной деятельности: презентуют свои профессии, увлечения, хобби. Ведь о того, как увлечённо мама или папа рассказывают о своём любимом деле, зависит выбор профессии ребёнка в будущем! А моя задача организовать эту встречу, чтобы она оказалась интересной всем участникам образовательного процесса. Я считаю, что чем ближе семья ребенка к участию в жизни детского сада, тем эффективнее, происходит становление личности ребенка, легче происходит в дальнейшем его социальная адаптация.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Ведь от моих профессиональных навыков зависит то, каким человеком пойдет дальше в жизнь мой воспитанник. Будет ли он добрым, отзывчивым, ответственным, будет ли он помогать другим людям. Вставая с ребенком на одну ступеньку, я становлюсь его другом, его помощником, становлюсь для него примером, как поступить в той или иной ситуации.

Видеть, чувствовать, замечать, предвидеть и планировать с усложнением – основная задача педагога. А дети в этом деле – мои помощники. Они сами подскажут то, что им интересно. А куда мы отправимся в следующий раз, и куда нас заведет фантазия - могут знать только маленькие творцы. Побываем ли мы в стране Математики вместе с Дашей-путешественницей, или отправимся на Луну вместе с Незнайкой.

Но дети бывают разные, и некоторые требуют особого внимания, и тут с моей стороны требуется терпение, выдержка и оптимизм. И когда вместе мы преодолеваем препятствия, делая хоть и маленькие шажки, я получаю истинное удовольствие, от того что мы поднялись еще на одну ступеньку, покорили еще одну вершину: запомнили название фигур, научились правильно пользоваться ложкой и это наша совместная победа – ребенка и моя.

Сегодня особенные дети есть и в моей группе и это требует новых знаний, поэтому основная задача саморазвития ложится на плечи самого педагога. Чтение методической литературы, журналов, интернет ресурсы становятся моими источниками новых знаний, а в правильном ли направлении я иду, мне помогают убедиться мои коллеги – специалисты в этой области.

Выбирать основное направление своего саморазвития мне не пришлось долго, ведь мое увлечение математика. А математика для малышей — это так занимательно!

Сегодня, когда принята Концепция математического образования в дошкольном образовании и этому направлению дан новый вектор развития, отмечаю, что в своей профессиональной деятельности я двигалась в нужном направлении: использовала в своей работе современные технологии, развивающие игры нового поколения, задействовала интернет ресурсы. Ведь уникальность математики состоим в том, что она присутствует во всех видах детской деятельности. В трудовой: мы раскладываем ложки и закрепляем ориентировку в пространстве; в познавательной: наблюдая за воробьями, синицами мы считаем их, сравниваем по размеру. Рассматривая на прогулке жуков, муравьёв и бабочек, считая их лапки, ребёнок делает вывод, что у всех насекомых их поровну – по шесть. А я ставлю проблему: что есть насекомое, у которого больше ног, и мы вместе идем на его поиски.

Математика – это сложная наука. На ум приходят слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». А решая вместе с детьми познавательные задачки, интеллектуальные цепочки, моделируя образовательную ситуацию, я создаю условия для развития инициативы и любознательности не только по формированию элементарных математических представлений, но и в других видах деятельности. И мне нужно создать такие условия, чтобы мои дети хотели думать, считать, анализировать, делать выводы. Чтобы им не было скучно и неинтересно.

Счастлива ли я, выбрав эту профессию? Конечно! Я люблю свое дело, я верю в него. Я люблю детей. Мне приятно общаться с родителями, делиться опытом с коллегами. Я счастливый человек, потому что у меня нескучная работа. Я нужна «своим» детям. Они меня ждут и верят в меня. Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я снова выберу именно эту профессию.

Каждый миг на земле рождается человек, но не все становятся известными. Пусть мне не суждено воспитать гения, но ведь это неважно. Я верю, что мои воспитанники станут достойными людьми и я буду гордиться ими. Я надеюсь, что они хотя бы иногда, рассматривая фотографии, вспомнят обо мне, вспомнят только хорошее. Ведь я вложила в них частичку свой души, частичку своего сердца.

Я счастливый человек, ведь у меня замечательная профессия. Я люблю своё дело и не могу без него жить!

 

                                                                                                                       Сотникова Юлия Анатольевна,

                                                                           воспитатель МАДОУ № 3

                                                                                                г. Колпашево